пятница, 25 января 2013 г.

Шейх Мулла Али аль-Кари


Великий ученый Афганистана – шейх Мулла Али – чтец Корана.

Имам, эрудированный ученый, шейх, свет религии, Абуль Хасан, Али (сын Султана Мухаммада), чтец Хиравийский (позднее Мекканский), ханафит, известный, как Мулла Али аль-Кари.

Слово "аль-Кари" (чтец) произошло от "ка-ра-а" (читать вслух). Мулла аль-Кари получил это звание благодаря своему мастерскому владению наукой чтения Корана, а также обширным знаниям и опыту в этой области.
Возможно, что он стал чрезвычайно известен как чтец в своем городе благодаря тому, что знал Коран наизусть и был замечательным имамом в намазах таравих.

Название "Хиравийский" относится к известному городу Герат (Херат), одному из величайших городов на земле Хорасана, который в настоящее время является вторым городом Афганистана. Шейха назвали Хиравийским, поскольку он родился и вырос в этом городе.

Мекканским его называют потому, что он переехал в почитаемый город Мекку, ставший для него домом. Он был благословлен соседством с блистательной Каабой на протяжении сорока лет.

Что касается звания «Мулла», то некоторые ученые пишут его как «Мулла», а некоторые - как «аль-Мауля», учитывая, что изначально это арабское слово. Тем не менее, это слово вошло в персидский язык и широко используется в Иране, Туркестане, Турции, Афганистане, Индии, Пакистане и так же у ногайцев (Молла).

Хафиз Муртаза аз-Забиди полагает, что слово «Мулла» произошло от арабского слова «аль-мауля». Его значение по словарю "Тадж аль-Урус": «Прилагательное, образованное от существительного "аль-мауля", звучит как "мауляви". Это слово используется неарабским населением в качестве звания великого учёного, однако они произносят его как "Мулла"».

Историки не зафиксировали точную дату рождения ученого [но приблизительно называют 15-й век по миляде].

Его поиск религиозных знаний можно разделить на два основных этапа:

Первый этап прошёл в Герате, в городе, где он родился, учился чтению Благородного Корана и выучил его наизусть от первой страницы до последней. Также он получил там основные знания, посещая уроки в мечетях.

Второй этап начинается с его путешествия в «Святая святых» (в Мекку), где он также увеличил знания и понимание религии, стал более покорным и искренним перед Всевышним Аллахом. Он упорно продолжал поиск духовных знаний и сопровождал признанных ученых благословенной земли.

В Герате он изучал таджвид и науку коранических чтений у своего шейха, учителя Корана Муина ад-Дин аль-Хирави (сына Хафиза Зайнуддина). Он учился у других ученых своего города, которые были известны своим познаниями. В то время Герат был важным центром Исламской цивилизации в Средней Азии, городом, где процветали науки и искусство.

Шейх Али аль-Кари родился в то время, когда свет познания в Герате стал идти на убыль. Когда Султан Исмаил ибн Хайдар Сафавид (известный как Шах Исмаил), первый из шиитов Сафавидов, завоевал Герат, он стал подавлять и уничтожать мусульман и приказал установить в городе шиитские порядки. Он даже приказал всем имамам проклинать и оскорблять праведных халифов в пятничных проповедях. Это привело к эмиграции большого числа ученых за пределы «земли нововведений» в земли Ислама. Среди них был шейх-эрудит Абдуль-Азиз аль-Абхари (ум. 928 г. миляди). Также среди тех, кто оставил родную землю, был Шейх Али аль-Кари. Он намеревался пойти в почитаемый город Мекку и, поселившись там, получить знания от ученых, живущих в этом городе.

Завоевание Герата Шахом Исмаилом произошло в 916-м году по хиджре (приблизительно 1515 г. по миляде), после чего последовали долгие годы угнетения и несчастий. Шейх Али покинул Герат вскоре после этого, но известно, что в Мекку он прибыл значительно позже. Безусловно, почитаемый город срывает для себя самые лучшие плоды! Плоды эти - великие ученые, которые, поселившись в городе, обучали учеников со всего мира различным наукам Исламского закона.

Так начинается второй этап пути шейха Али к знаниям. Он шел по золотой тропе духовных знаний, ведшей его через благословенный город, и Аллах открыл его сердце, желая для него хорошего, поскольку шейх был неутомим и следовал за знающими людьми, живущими в городе, на протяжении многих лет, посвятив себя учебе и преподаванию.

Шейх вел простой, скромный образ жизни, зарабатывал себе на жизнь собственным трудом, следуя словам Пророка: «Нет лучше той пищи, которую вы заработали собственными руками. Воистину, пророк Аллаха Давуд (мир ему) ел то, что заработал своими руками».

Абдуль-Халим ан-Нумани сказал: «Аль-Мауля Али аль-Кари довольствовался тем, что зарабатывал от продажи книг, переписанных его рукой», - то есть он работал писарем. Его основными качествами было равнодушие к мирскому, доброта, довольство тем, что имеет. Он редко заводил дружбу с другими и был силен в поклонении и набожности (таква). Он искренне тянулся к Знающему явное и скрытое.

Шейх был глубоко религиозным, богобоязненным и щепетильным в вопросах религии человеком, безразличным к земной жизни, великодушным и благородным. Он считал, что, если льстить правителям, брать у них жалование или стремиться занять официальный пост, это может пагубно сказаться на смирении и искренности. На эту тему он написал послание, которое назвал «Воздержание ученых от приближения к правителям». Он часто говорил:
«Да смилостивится Аллах над моим отцом, который мне часто говорил, что не хотел бы, чтобы я стал ученым, поскольку боялся, что я могу оказаться у дверей правителей».

Шейх огромное значение придавал поиску знания ради Аллаха и был крайне строг к тем, кто учился ради земных благ, например, ради карьеры, ведь такое благополучие тленно. Он сказал:
«Таковы теперь ученики. Они запутались, что они делают и зачем. Иногда они приобретают знания, которые не принесут им пользы ни в этом мире, ни в будущем. Они достигают лишь некоторых ложных целей: например, вхождения в круг деспотичных правителей, получения высокого положения в обществе, - и с помощью лжи добиваются чинов или попросту еды для своих желудков».

Он также сказал:
«Ученые прошлых поколений (да смилостивится над ними Аллах) всегда тщательно испытывали тех, кто искал их общества. Если бы они видели, что эти люди совершают недостаточно нафль (дополнительное) в поклонении, они бы упрекнули их и перестали бы уважать. Если бы они обнаружили зло в этих людях, например, объявление запретного дозволенным, они прогнали бы их со своих собраний, перестали разговаривать с ними и обучать!»

Шейх Али бросал вызов всем нововведениям, неправильным убеждениям и действиям, которые господствовали в то время, и осуждал их. Он осуждал людей за отклонения и встречал ученых наставлениями и хорошим советом.


Его книги:

Фат аль-Иная, комментарий к Ан-Никая
Комментарий на комментарий к Нукхбат аль-Фикр
Миркат аль-Мафатих, комментарий к Мишкат аль-Масабих
Джам аль-Васайль, комментарий к Аш-Шамаиль
Комментарий к Аш-Шифа
Комментарий к Муватте имама Малика
Послание «Воздержание ученых от приближения к правителям»
Комментарий к аш-Шатибийя
Комментарий к аль-Джазарийя
Аль-Атар аль-Джанийя об ученых ханафитского мазхаба
Биография шейха Абдуль-Кадира

и многие другие по различным дисциплинам…


Его учителями были:

Шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами
Шейх Али аль-Хинди
Шейх Майр Келян
Шейх Атийя ас-Суллями
Шейх Абдуллах Синди
Шейх Кутбуддин аль-Макки
Шейх Ахмад ибн ад-Дин аль-Мисри

У него было очень много учеников, он был имамом своей эпохи. Он был выдающимся ученым, юристом, специалистом в области хадисов, толкователем Корана и специалистом по Кораническим чтениям. Безусловно, он был имамом во многих дисциплинах.


Среди его учеников были:

Шейх Абдуль-Кадир ат-Табари
Шейх Абдуррахман аль-Муршиди
Шейх Мухаммад ибн Фурух аль-Мавруби
и многие другие…

Биографы упоминают, что шейх Мулла Али аль-Кари умер в почитаемом городе Мекке в 1014-м году по хиджре.

Некоторые же говорят, что он умер в месяце Шавваль того года и был похоронен на кладбище аль-Маля почитаемого города. Шейх Ахмад аль-Киттан обрисовал приблизительное место захоронения в своей книге «Танзил ар-Рахмат».
Говорят также, что шейх умер в 1010-м году хиджры. Хаджи Халифа упоминает эту дату в книге «Кашф аз-Зунун», но это неверно.

Говорят, что, когда весть о его смерти достигла ученых Египта, они отслужили по нему погребальную молитву в университете аль-Азхар, которую посетило более четырех тысяч человек.

Ногайцы в Исламе

Комментариев нет:

Отправить комментарий