среда, 31 октября 2012 г.

Является ли тенгрианство альтернативой Исламу для тюрков и для ногайцев в частности?


В последнее время на различных интернет-ресурсах, форумах и сайтах, посвященных истории и культуре тюркских народов, поднимаются на обсуждение вопросы, связанные с тенгрианством – древней религией, которую некогда исповедовали тюркские и монгольские народы, а до этого и их предки. Слышатся возгласы о том, что оно якобы более подходит менталитету тюрков, чем Исламская религия, которая якобы «стирает национальную идентичность» и «меняет тюркскую культуру на арабскую» и якобы «не подходит современному миру». Слышатся и другие подобные возгласы с необоснованной критикой и громкими возгласами, которые как мы покажем, инша-аЛла, не имеют практически никакого особого содержания.

Что такое тенгрианство? Это религия, которая сложилась у тюрков и монголов, представляющая собой культ «Вечного Синего Неба» которое современными интерпретаторами трактуется как космос, т.е. обожествление космоса, почитание космоса. С точки зрения же Ислама Аллах не единосущен космосу, а более Велик его, а космос лишь творение Аллаха.

Мы не будем пространно цитировать отрывки из книг с тем, чтоб не утомить читателя, а тех, кто желает убедиться в справедливости наших слов, отсылаем его к этим источникам.

Как думается, лучше всего выразить мысли в виде некоторых тезисов, из которых уже можно будет сложить свое отношение к данной проблеме:

1). Символом тенгрианства выбран… КРЕСТ!

Утверждается, что этот древний солярный (солнечный) символ христиане позаимствовали у тенгрианцев. Он не оригинален – подобный же символ широко распространен, например два скрещенных скипетра дордже используется по сию пору в тибетском буддизме, вообще этот символ в виде креста и свастики не уникален для тюрков, он встречается повсюду среди всех народов мира от Индии до Америки.

Удивительно то, что некоторые современные «реаниматоры» тенгризма (тот же Мурад Аджи например) не видят почти никакой разницы между тенгризмом и православием и называют славян потомками тюрков, а иконы с изображением Марьям (Марии) – изображениями Умай (женское божество тенгризма, мать-земля)

Правдив был Посланник Аллаха , когда сказал, что тот, кто подражает какой то другой религии станет одним из ее приверженцев.

2). Утверждается, что тенгрианство – это разновидность единобожия.

Однако же оно имеет довольно много признаков языческих религий, так что даже беглого взгляда хватит чтобы сказать, что тенгрианство ближе к язычеству и многобожию, чем к единобожию:

Вместе с тем, что Тенгри считается верховным божеством, вместе с ним почитаются «промежуточные божества», духи местности, духи предков и стихий, например Сув-иеси – хозяин воды, юрт-иеси – домовой, покровитель скота – Зенгир-ата, божество страны – Ер сув и т.д. (см. книгу Безертинова Р. «Тенгрианство», а также книгу И.Капаева «Ногайские мифы и предания»).

В Исламе же Аллах – единственный истинный Бог и в господстве и в обожествлении и в обладании прекрасными Именами и Качествами.

Аллах Всевышний в Благородном Коране сказал:
Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует. (39:3) – никакого культа святых, никакого жречества и поклонения умершим предкам!

Они приобщили к Аллаху в сотоварищи джиннов, а ведь Он создал их. Они выдумали для Него сыновей и дочерей, не имея об этом никакого знания. Пречист Он и превыше всего, что они приписывают Ему. Он - Созидатель небес и земли. Как может быть у Него сын, если у Него нет супруги? Он сотворил всякую вещь и ведает обо всем сущем. (6:100-101).

Скажи: «Если бы, как они говорят, наряду с Ним существовали другие боги, то они непременно попытались бы добраться до Господа Трона». Пречист Он и премного выше того, что они говорят. (17:42-43).

Это принципиальное различие между тенгрианством и Исламом. Ислам провозгласил, что Аллах – Один и не имеет равных Себе, так как и Откровение и здравый смысл и сама человеческая природа подсказывает, что Он только один, а иметь равного себе значит иметь недостаток в совершенстве своем и величии и божественности, что никак не подходит и не годиться Богу.

3). Имеются черты, сближающие тенгрианство с дуализмом (двубожием), например в мифе о зарождения мира, где две утки плававшие на поверхности бескрайнего мира, повествуется, что одна любила подыматься ввысь и стала небом, это был Тенгри, другая нырять вглубь – это Эрлик (считается владыкой подземного мира). Эти две утки, по мифу, вместе создавали мир, – где тут единобожие? Напротив, полюс добра и полюс зла равны по тенгрианству.

Это можно объяснить тем, что тюркский мир испытывал сильное влияние иранского дуалистического зороастризма, этим же можно объяснить обряды почитания огня у тюрков, например запрет плевать в огонь и мочиться на него у ногайцев. (см. «Ногайцы» Керейтов Р.Х. Ставрополь, 2009г.)

Вторая дуальная пара в тенгрианстве – это Тенгри (небо) и его супруга (мать земля) Умай. Это уже копирует древнекитайские мифы, оно и понятно, тюрки соседствовали с китайцами долгое время, заключали династические браки с китайскими принцессами и принимали элементы культуры и религии.

4). Космогонические мифы тенгрианства повествуют о том что божества якобы рождают детей. Это поясняет миф о рождении у Тенгри и Умай детей – солнца и луны, которые также обожествляются в тенгранстве.

В Исламе к солнцу и луне относятся просто как к творениям Аллаха, которые сотворены как милость к людям и в качестве знамения: “Среди Его знамений - ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь” (41:37).

У некоторых тюркских народов в народной среде почитание солнца сохранялось долгое время, так например казахский ученый XIX в. Ч.Валиханов описал обряд выливания кумыса в сторону солнца, некогда распространенный в среде невежд из числа кочевников.

Чем отличается языческий тенграисткий культ солнца от языческого культа солнца у египтян и греков? Как же тогда может быть тенгрианство единобожием?

5). Тенгрианство изначально подается как религия тюрков и для тюрков, а Ислам обвиняется ими в том, что это религия походит лишь для арабов.

На самом деле это не было так с первых дней и таковым не является!

Аллах приказал пророку Мухаммаду  сказать: «Скажи: «О люди! Я - Посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него. Он воскрешает и умерщвляет. Уверуйте же в Аллаха и в Его Посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем». (7:158).

Тенграизм не исключает существования других богов для народов не тюрков, т.е. допускает существование других богов равных Тенгри и других истин, не объявляя их ложными (это вообще характерно для языческого мышления, похожим образом думают опять же русские «родноверы», кришнаиты и прочие представителя нео-язычества). Ислам же говорит о том, что Бог Один для всех людей и Истина одна и религия Истины одна:
Скажи: «Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему» (Сура 114, «Аль-Ихляс»).

Что же после истины,кроме как заблуждение?
Таков Аллах, ваш Истинный Господь! Что может быть за истиной, кроме заблуждения? До чего же вы отвращены от истины! (10:32).

Божественное Откровение, логика и здравая человеческая природа подсказывают нам, что истина может быть только одна, но тенгрианцам более нравиться потокать своим страстям, замкнувшись на тюркском слепом фанатизме.

6). Фаллический культ у древних тюрков.

Фаллос или фалл (греч. Φαλλός) символическое изображение эрегированного пениса. (см. Wikipedia).

Фаллический культ у тенгрианцев был широко распространен, чему есть доказательства: «Археологи при раскопках на территории казанского Кремля нашли алебастровый фаллос, наполненный зернами. Видимо предки казанских татар использовали приемы сексуальной магии древней тюркской религии - Тэнгрианства - для обеспечения плодородия.

На территории Уфы, столицы Башкортостана, археологами также "найден бронзовый предмет с характерными признаками культа фаллоса" (Р.Б.Ахмеров "Наскальные знаки и этнонимы башкир", Уфа, "Китай", стр.33).

Ученые Балкарии на горе Донгат Чегемского ущелья раскопали интересный культовый камень, изображающий одновременно и женский, и мужской половые органы (И.М.Мизиев "Очерки истории и культуры Балкарии и Карача, XIII-XVIII вв", Нальчик, "Нарт" 1991, стр.151).

У бурзянских, минских башкир до недавнего времени существовали ритуалы почитания изображения мужского полового органа, вырезанного из дерева.
Им оберегали детей, вывешивали в хлев для обеспечения плодородия. Деревянная фигурка фаллоса, называемая "кут-ата" имеет генетические связи с архаичным фаллистическим культом, имевшим место в быту башкир". ("Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа". Уфа, "Гилем", 1998, АН РБ)» (Из статьи Айрата Галимзянова).

Это также не уникальная тюркская практика, известно почитание лингама (статуй в виде фаллоса) в шиваизме, и аналогичный культ в буддизме.

Использование фаллических символов в качестве оберегов в прошлом было и у ногайцев, так например при изготовлении камчи (камши) – нагайки внутрь в качестве оплетаемого стержня плети использовали высушенный половой орган барана. И все это – проявления тягчайшего язычества.

Кто же может принести пользу и для чего обожествлять гениталии животного?

Аллах Всевышний сказал: «Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он - Прощающий, Милосердный» (10:107).

7). Каган (верховный правитель) у тенгрианцев был сыном неба и имел сакральную роль в тенгрианстве, как проводник воли Тенгри.

Кого же современные тенгрианцы хотят видеть на этом месте: Назарбаева, Минниханова или Алиева? А может Янбулатова?

В Исламе власть принадлежит только Аллаху и претворяется через закон Аллаха – шариат из первоисточников Ислама. Никто не может выйти за его пределы, и все пред ним равны – от главы государства до нищего:
«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или неимущим, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (4:135).

Посланник Аллаха сказал: «Но я, клянусь Тем, в руке Которого моя душа, если Фатима дочь Мухаммада, украдёт, то я обязательно отрублю ей руку!» (Хадис привел Муслим).

8). Утверждается, что Ислам стирает национальную принадлежность, уничтожает культуру и делает из ногайца араба.

И как же это далеко от того, чтобы быть правдой!

Ислам утверждает, что существование разных народов – это божественное предустановление: «…И сделали вас народами и племенами…» (49:13).
И является знамением Могущества Аллаха: «Среди Его знамений - сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом - знамения для обладающих знанием!» (30:22).

Более того Ислам запрещает относить себя не к своему отцу и не к своему народу:
Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк сказал: «Любой (человек), который объявляет себя сыном не своего отца, зная, что (на самом деле) это (не так), обязательно является неверным, что же касается заявляющего о своей принадлежности к тому народу, с людьми которого у него нет родственных связей, то пусть он (приготовится) занять своё место в огне». («Сахих» аль-Бухари (3508)).

Из сиры и достоверных хадисов нам известно, что Пророк Аллаха сам иногда использовал слова из языка эфиопов и приказывал изучать своим сподвижникам арамейский и древнееврейский языки.

Ислам приказывает человеку знать свою родословную и поддерживать родственные связи. Всевышний сказал: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (49:13).

Шейх табиин, по имени Муджахид сказал, что в этом аяте речь идет о том, чтобы каждый знал, чей он сын, из какого рода происходит и к какому племени принадлежит.

Хафиз Ибн Касир в комментарии к этому аяту сказал: "Это значит: чтобы люди знались друг с другом, и каждый относил себя к своему племени" (См. Тафсир Ибн Касира).

Шейх ас-Саади сделал такой тафсир: "Из этого аята следует, что каждому человеку положено знать свое происхождение и свою родословную, ведь Аллах сотворил людей народами и племенами именно ради этого".

Ахмад, ат-Тирмизи и аль-Хаким передали со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха сказал: "Изучайте свою родословную, чтобы поддерживать родственные связи, потому что поддержание их увеличивает любовь родных, богатство и срок жизни". Хадис достоверный. Подобные же толкования можно найти в классических тафсирах, вроде тафсира Табари и Куртуби.

9). Также обвиняют Ислам, якобы он возносит арабов над неарабами.

И это ложь от начала до конца! Сказал Посланник Аллаха во время прощального хаджа: «Нет преимущества араба над неарабом, кроме богобоязненности (которую он может достичь, как и неараб), ибо самый благородный из вас — самый богобоязненный. (см. «Рахик аль-Махтум»).

10). Мы зададим тенгрианцам и симпатизирующим им такой вопрос: Имеет ли тенгрианство ответы на вопросы современности, такие как государственное устройство, законодательство, отношение к таким проблемам, как геноцид тюркских народов при помощи алкоголя, табака и наркотиков? Как тенгрианство относится к решению проблемы морального разложения нашей молодежи?

И если наши оппоненты будут честны, то они скажут, что тенгрианство не содержит четких ответов на эти вопросы и позволяет в них «вольнодумство», и этот вопрос заключает в себе ответ.

Они не хотят обязывать себя Исламом, который запретил им язычество, прелюбодеяния и пути к нему, выставлять женщинам себя напоказ и смешиваться с немахрамами, пьянство и прочие грехи, на которые не дает ответа тенгрианство.

Все эти громкие заявления понятны – неверующими назвать они себя не могут, а муслимами не хотят — так и родилось «нео-тенгрианство», как уловка, чтобы не назвать себя просто кафирами, каковыми они и являются…

11). Проблема аутентичности самого тенгрианства.

И это обширная проблема и долгая в описании. В целом надо сказать, что священных текстов тенгрианства как таковых не существует, а имеются тексты на каменных стеллах, найденных в Монголии, Сибири и части Казахстана, которые расшифровывались западными специалистами, и имеют множество вариантов чтения, причем одни такие тексты противоречат другим. 

Все же они вместе не являясь божественным откровением как Коран, а являлись памятными знаками отражающими современное им положение вещей. Они не могут вырисовать четкой религиозной системы для современного мира. В отличии от первоисточников Ислама – Священного Корана и Пречистой Сунны, для сохранения и точнейшей передачи которых были приложены огромные усилия поколениями мусульман, так, что ни один экземпляр Корана (оригинала) не расходиться с другим таким в любой другой точке мира практически ни в чем. Ничего подобного не было, нет и не предполагалось для тенгрианства.

Различные интерпритаторы и «реконструкторы» в современном тюркском мире видят его совершенно по разному – одни, как Мурад Аджи, практически единосущным православию, другие, как тюрки Алтая, видят тенгрианство, как тюркскую ветвь буддизма. Третьи, т.н. «либеральные мусульмане» – предтечей Ислама, и если не Ислама, то уж точно нынешнего псевдотассавуфа с его почитанием могил шейхов – предков, «баракатных деревьев» и прочего язычества. Тут уж трудно не согласиться – сходство настолько явное, что сомнения в преемственности суфизма тенгрианству отпадают. Четвертые видят в тенгрианстве особую религию с пафосом и прочим.

Даже видение тенгрианства с пантеоном божеств прежде всего отличается в зависимости от интерпритации. Тюрки, например, считают, что Тенги только один, это понятие «бир Тенгри» выработалось от соприкосновения с Исламом и до него христианством. А монголы считают, что для каждой вселенной есть свой тенгри. Продолжать можно долго.

12). Другим необоснованным обвинением в сторону Ислама является то, что якобы это не традиционная религия для тюрок, и Ислам был принят достаточно поздно, при этом называются конкретные даты, например середина XVIII века.

На это мы ответим, что такая информация неверна. Ведь принятие Ислама тюрками, в частности кыпчаками, которые стали предками ногайцев и многих других тюрков, связано еще с державой Караханидов, о чем упомянул А.Ярлыкапов в своих работах, а после уже и в составе Золотой Орды, а затем и в Ногайской орде.

Но надо отметить и то, что это принятие Ислама у тюркских и монгольских племен – наших предков, периодически сопровождалось откатом назад к язычеству. Так, после принятия Ислама Берке и Ногаем, о чем уже упоминалось на нашем блоге, был откат к язычеству при хане Тохте, затем принятие в качестве государственной религии Ислама в Золотой орде при хане Узбеке, а затем и при правлении Эдиге со слов различных источников (Ибн Арабшах, Руи Гонсалес де Клавихо).

И если кто то скажет – «вот, она чуждая религия арабов потому и было нужно много раз принимать», то мы скажем, что и сами арабы много раз возврощались к большому и малому язычеству, и это не довод для тенгрианцев, а наоборот, сам посланник Аллаха предсказал это явление, и знание того, что так будет – из пророческих чудес: «Не настанет час Судного Дня, пока некоторые племена моей Уммы не присоединятся к язычникам и пока не поклонятся идолам» (Достоверный хадис, рассказанный имамом Ат-Тирмизи).

Таким образом всякий, кто посмотрит сейчас на т.н. этнических мусульман из арабов турков, тюркских народов и народов Кавказа, то он увидит, что многие из них вернулись к язычеству под маской Ислама: они просят посредничества у мертвых шейхов, почитают «священные» деревья и могилы ища бараката, не совершают обязательных молитв и вспоминают о Коране и свидетельстве, скромной одежде и отказу от грехов только на поминках или когда у них случается горе.

Разве Ислам виноват в том, что его не практикуют? Нет! Тут вина тех, кто не удосужился узнать хоть что-то о своей религии, о том, что ему надо делать, чтобы быть ее истинным приверженцем!

13). Мы хотим задать вопрос, подводя итог: Есть ли будущее у тенгрианства? Есть ли смысл реанимировать труп тенгрианства, после стольких лет забвения и его существования на задворках лишь в виде смутной памяти?

Думаю понятно, что, не имея четкой идеологии, не отвечая на современные вопросы, не имея четкой догматики, тенгрианство однозначно долго не протянет и будет наподобие маргинального славянского язычества «родноверия», с которым, в принципе, имеет общие черты.

Надо отнестись к нему так как отнеслись к своему язычеству арабы: изучать и сохранять знания о нем, с тем, чтоб избегать следовать ему, извлечь урок, для понимания,что именно Ислам вытащил нас из этой бездны мрака, сформировал наш национальный характер, внушив любовь к Единобожию, доброту и открытость, трудолюбие и милосердие, порядок и чистоту, скромность и упорядоченность жизни. Именно Ислам помогал нам побеждать наших врагов и сохраняться самими собой не растворяясь, тут для ногайцев хороший пример история польско-литовских татар «западных ногайцев», которых удержал от полной ассимиляции именно Ислам.

Ислам – пощряющий жертвование бедным, мог бы научить нас заново помогать друг другу; поощряющий образованность, вытащил бы нас из невежества; поощряющий многодетность и многоженство, увеличил бы нашу малую численность; внушающий мысль о Рае и Аде, возродил бы нашу совесть, честность и осмысленность жизни… И как же променять все это на тенгранство?

И невозможно в короткой статье осветить все вопросы, это уже тема отдельного исследования, которое, если будет угодно Аллаху, появится. Тем же, кто спешит критиковать Ислам и признаватся в любви к тенгрианству искренне советуем изучить этот вопрос и познакомиться с Исламом и его первоисточниками поближе, прежде чем отрицать то, чего не знаешь.

Да наставит нас всех Аллах на прямой путь!
И в конце – Хвала Аллаху, Господу миров!

Абу Абдулла Ногай


2 комментария:

  1. я как-то писал курсовую работу, отстаивая тему: тенгрианство - мировая религия. теперь уже осознаю, что это - полная чушь и тенгрианство - религия недалеких националистов, причем не имеющая никаких доказательств. забудьте про поклонение дьяволам, в Судный день ответить не сможете за него...

    ОтветитьУдалить
  2. ...и пришла Истина, и сгинула ложь, воистину ложь исчезающа...

    ОтветитьУдалить