понедельник, 27 августа 2012 г.

"Ногай байрак" - истинный ногайский символ!


Прочитав статью "Коьк боьри" - ногайский символ?", вы наверняка подумали: «Хорошо, но если не "коьк боьри", то что тогда? Что ты нам предлагаешь в замен?» Я же скажу, что всё уже давно предложено и научно обосновано. Мне остаётся только напомнить вам это и изложить взгляд Ислама на данную тему.
Аллах Всевышний сказал в Коране (смысл): «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (Сура 51 «Рассеивающие прах», аят 55).

Так вот, на одном из заседаний Совета Московской национально-культурной автономии ногайцев России в 2007 году рассматривался вопрос о ногайских национальных символах, утверждён флаг в качестве исторического и культурного символа. После чего об исследованиях в области исторического знамени ногайцев кратко рассказал Мурад  Заргишиев, долгое время изучавший эту тему:
«Флаг появился не сегодня. Научные изыскания в этой области проведены давно. Сейчас он принят в качестве исторического и культурного символа.
Сразу оговоримся, что не станем здесь применять термин “национальный” – в отношении событий средневековья это будет неверно. Учитывая то, что ногайцы имели в прошлом вековые воинские и государственные традиции, правильнее говорить не об отдельном флаге, а о знамённом комплексе в кочевой военно-политической культуре средневековых ногаев – это государственные, воинские знамёна, бунчуки. С распадом государственности народ оказался в рассеянии на обширных территориях своего исторического проживания. Пребывание в течение нескольких веков в условиях отсутствия государственного единства, порой на территориях, разделённых тысячами километров, нанесло колоссальный ущерб культуре, языку и исторической памяти народа. Поэтому изыскания в этой сфере ставили цель воссоздания по сохранившимся крупицам мозаики целостной картины утраченного, в частности, ногайских геральдических символов. Проблема эта не новая – время от времени она возникает во всём мире. Много лет назад, начиная исследовать данную тему, мы имели перед собой и свежий опыт российских регионов, а также стран СНГ, которым после обретения независимости пришлось решать аналогичную задачу. На нашу проблему следует взглянуть именно в таком, широком, контексте.

Флаги и гербы  стран СНГ, и национальных республик на территории России стали результатом совместной работы историков, художников, специалистов по геральдике. Страны, имевшие свою государственность в досоветский период (например, Россия, Грузия, Армения и др.), а также области (губернии) России, вернулись к своей дореволюционной геральдике. А народы и страны, не имевшие или утерявшие государственные традиции, столкнулись с проблемой создания новых символов.

В этом сложном и кропотливом поиске специалисты опирались на большой круг исторических материалов – летописи, отечественные и зарубежные источники по древней и средневековой истории, литературные и эпические памятники. Приведём два примера. Так, цвета государственного флага Украины обоснованы киевскими геральдистами ссылками на жёлто-голубой стяг древнерусского князя Святослава. Важным направлением поиска стали памятники наци-онального эпоса. Выбор цвета флага Кыргызской Республики продиктован фольклорными источниками: в киргизском эпосе богатырь Манас велит своим воинам перед битвой “воткнуть в землю древко красного знамени”. Теми же путями шло создание новых атрибутов в национальных регионах Российской Федерации. В некоторых флагах были использованы древние национальные цветовые и графические символы.

В республиках, не имевших в прошлом традиций государственности, для оформления флагов использовали национальный орнамент (как в Чувашии, Удмуртии и т.д.), полосы разных цветов (как в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и т.д.).

Однако наши исследователи изначально отвергли путь современного конструирования символа из разных элементов (юрты, очертаний гор, орнамента, разноцветных полосок и т.д.). В случае с ногайцами,  одним из немногих на территории современной России “нетитульных” народов, имевших в прошлом вековые традиции государственности, речь может идти не о создании нового, а о воссоздании существовавшего символа.

Круг привлечённых документов обширен. Кроме источников и литературы по древней и средневековой истории ногайцев и их предков, исследователи обратились к документам по истории кочевых народов, произведениям народной культуры и фольклора, русским и зарубежным источникам, трудам русских востоковедов и тюркологов, документам по русско-ногайским дипломатическим отношениям, свидетельствам путешественников и т.д.
Кстати, в ходе работы изучили флаги в том числе и Бухарского ханства - вплоть до 1917 года здесь правила мангытская династия. Учитывая, что мангыты были одним из важных составляющих ногайского этноса и правящая династия Эдиге в Ногайской Орде принадлежала к этому племени, могли быть интересные находки. Но зелёное знамя, сплошь усыпанное мусульманскими изречениями, отражало лишь поздний по времени среднеазиатский историко культурный пласт…

В итоге кропотливого изучения по крупицам удалось приблизиться к восстановлению исторического архетипа знамённого комплекса кочевой ногайской государственности. Но давайте всё по порядку.По примеру  киргизских учёных, были исследованы эпические памятники. Надежды на сохранность исторической памяти народа оправдались. При тщательном изучении, в различных вариантах героического эпоса “Сорок ногайских богатырей”, которому посвящены фундаментальные исследования выдающегося учёного А.И.-М.Сикалиева, найдено упоминание знамени – бий Мамай (не путать с темником Мамаем, разбитым на Куликовом поле в XIV в.!) торжественно прибывает в “трёхвратный” Крым “с поднятым белым знаменем, восседая в большом золочёном коше (юрте), запряжённом шестью пегими лошадьми и ведя за собой шесть (запасных) лошадей”. Это ценное свидетельство о “белом знамени” (“ак байрак”), относящееся к началу XVI века, полностью отвечает известным культурным традициям ногаев и их предков – кипчаков, асов, канглы, уйсуней, найманов, мангытов, кереитов, конгратов и т.д.

Ещё один пример. Войска Бату-хана и Ногая в европейском походе шли под белыми и чёрными (или бело-чёрными) знамёнами. Свидетельство очевидца, учёного архидиакона из Сплита, приводится в изданной в 1899 г. в Загребе книге В.Клаича: “…на чёрных или белых знамёнах своих имеют пучки из конских волос (бунчуки)…”. Подобное знамя, возможно, было общегосударственным в Улусе Джучи (Золотой Орде), известном ещё как “Белый Улус” (“Цаган Улс”).
Как видим, “белое знамя” имеет прямые и косвенные исторические основания.»

На вопрос: «Что означает чёрная идеограмма на флаге?» Мурад Заргишиев ответил:
«По кочевой традиции, на флагах рисовались родовые знаки – тамги. Тамга является одним из значимых символов мира кочевой куль-туры. Огромную помощь в изучении этой темы оказали ценные знания и наблюдения Б.А.Кельдасова, труды профессора Р.Х.Керейтова. Согласно средневековым представлениям, государство считалось собственностью правящего Дома, династии. На государственном знамени изображалась ханская тамга. Тамга Джучидов, известная как “тарак тамгасы” (“гребень”), являлась государственным символом Улуса, изображалась на документах, печатях, монетах, флагах. Соответственно, эта тамга была родовой тамгой Ногая, члена Дома Джучидов (говоря современным языком, “принца ханской крови”), имя которого, по мнению многих исследователей, дало название ногайскому народу.
В чуть видоизменённом виде эта тамга стала государственным символом и в Крыму при Гиреях. Второй знак – это тамга племени мангытов, из которого происходил Эдиге.
Историю Джучиева Улуса трудно представить без той значительной роли, которую сыграл в последний, четвертьвековой период его существования могущественный беклерибек (по существу, второй человек в государственной иерархии), позже правитель Мангытского Юрта (Ногайской Орды) Эдиге. Он был, фактически, полновластным правителем, смещая и возвышая слабых ханов-чингизидов. По мнению видного специалиста по истории Золотой Орды доктора исторических наук В.Л.Егорова, “всю свою деятельность Идиге посвятил укреплению Золотой Орды, предпринимая все возможные меры против еёраспада”. Даже после гибели Эдиге и фактического распада Золотой Орды его авторитет и память о нём были столь сильны, что ранг беклерибека сохранился в его семье и закрепился за его наследниками. Как пишет выдающийся исследователь, крупнейший ногаевед современности, заместитель директора Института российской истории Российской академии наук доктор исторических наук В.В.Трепавлов, в постзолотоордынских государствах, право выбора ханов закрепилось за мангытской (ногайской) аристократией – кому быть ханом в том или ином Улусе решали на курултае в Ногайской Орде.

Иллюстрацией этого служит свидетельство “Шейбани-намэ” Бинаи - когда “властитель Кипчакской степи” (“хаким-и Дешт-и Кипчак”) бий Муса решил возвести на ханский престол Мухаммеда Шейбани, собравшиеся на курултай заявили: “С древнейших времён до настоящего времени каждый хан, которого провозглашали эмиры мангытов, предоставлял эмирам мангытов волю в государстве. Если теперь (Мухаммед-Шейбани) хан тоже поступит согласно нашему древнему обычаю, то прекрасно (т.е. мы его провозгласим ханом), а если нет, (тоже) хорошо (т.е. обойдёмся без него)”. Говоря образным языком средневековых кочевников, двумя государственными “оглоблями” (арыс) Джучиева Улуса были ханская династия Дома Джучи и уникальный госу-дарственный статус Дома Эдиге, обеспечивавшие преемственность власти и единство державы. “Бири хан, бири бий” (“один из них хан, другой - бий”) – гласила традиционная формула власти. Такова символика этих двух геральдических знаков на флаге.
Но это не флаг Ногайской Орды! С распадом Улуса Джучи ногайцы оказались в разных территориальных образованиях. Кроме Ногайской Орды они исторически проживали в Казанском, Крымском, Сибирском, Астраханском, Казахском и других ханствах. Их потомки до сих пор проживают на этих территориях.
Поэтому белое знамя с идеограммой можно считать символом исторического, духовного и культурного единства ногайского народа.» (Цитата с незначительными корректировками, оригинал здесь)

Как видите, ногайское знамя, символ ногайцев со времён хана Ногая и до сегодняшних дней – это белый стяг. И важно подчеркнуть, что его не стоит связывать с камими либо языческими верованиями, мифами или суевериями, с которыми пытаются ассоциировать сегодня некоторые люди и ногайские сайты, приводя в доказательство стихи про доисламское знамя мангытов:
“Бережёный сам,
Чёрно-пёстрый стяг
Их хранит в боях!”

Этого нельзя делать в первую очередь потому, что это язычество, ведь упование – это поклонение, и не бережёт нас ничего кроме Аллаха, а узаконенные в исламе дуа или заклинания могут служить лишь причиной, по которой Аллах нас уберегает от зла, так что же говорить о неузаконенных  элементах.

И нельзя этого делать из-за очевидного, ведь в стихах упомянут не бело-пёстрый стяг, а чёрно пёстрый, а значит в основе чёрный, с белыми пятнами.

Так же нельзя этого делать так как упомянутые выше ханы Берке и Ногай были мусульманами и были при их дворе учёные, прибывшие из Халифата, так что трудно предположить, что они уповали на свои знамёна или верили, что флаги наряду с Аллахом хранят их.

Что касается взгляда Ислама на белое знамя, то оно только положительное. В жизнеописании пророка Мухаммада, , под первым знаменем Ислама упоминается именно белый флаг, который был вручен пророком, , Хамзе, который был во главе первого отряда в истории Ислама.

Так же белое знамя фигурировало в наиболее значимых событиях в истории Ислама, как открытые Мекки и поход на Византию.
«Посланник Аллаха,, зашел в Мекку в день завоевания, и его знамя было белым», это передает Ибн Маджа от Джабира. И передает Насаий от Анаса, что Посланник Аллаха,, когда сделал амиром войска Усаму ибн Зайда, для сражения с Римом, вручил ему белое знамя.

Так как же теперь мы будем брать символом несуществующее мифическо-языческое животное, с развратной выдуманной сказкой, в которой проявляются зоофилические наклонности, в то время как у нас есть очень хорошее знамя, которое соответствует нашей истории, которая всегда была связана с Исламом?!
«Ногайцы в Исламе» 

2 комментария:

  1. ассаламу алейкум, так я не понял есть ли своя земля и флаг у ногайцев?????

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ва алейкум ассалям, да есть, это можно понять даже по заголовку статьи)

      Удалить